Чем объяснить появление самозванцев почему не было народных движений под


Чем объяснить появление самозванцев почему не было народных движений под

Чем объяснить появление самозванцев почему не было народных движений под

Чем объяснить появление самозванцев почему не было народных движений под





«Историческая вертушка»

Раздел 2. Раздробленность Руси (9ч.)

13-14

Возникновение самостоятельных княжеств в XII – XIII вв.

1. Причины распада единого государства.

2.Усиление политической и экономической самостоятельности русских земель.

3. Киевское княжество.

4. Чернигово-Северское княжество.

2

Объяснять причины феодальной раздробленности на Руси;

показывать основные тенденции внутренней политики и внешних отношений отдельных княжеств друг с другом;

выявить закономерность этого периода, негативные и позитивные стороны процесса раздробленности;

охарактеризовать Киевское и Чернигово-Северское княжества.

Основные понятия и даты:

Политическая раздробленность, бояре, дворяне, феодальный иммунитет;

1125 – 1132гг. – правление князя Мстислава Великого;

1185г. – битва Игоря с половцами;

30-е гг. XII в. – начало политической раздробленности Руси.

1. Владимиру Мономаху и Мстиславу удавалось сдерживать процесс распада единого государства. Можно ли было продолжить это сдерживание, если бы у власти и после них находились сильные, волевые политики, способные оказывать значительное влияние на ход истории?

2. Назовите причины политической раздробленности. Являются ли они общими для Руси и для стран Западной Европы?

3. Чем отличаются усобицы периода распада Руси от усобиц предшествующего времени?

4. Каковы положительные и отрицательные последствия раздробленности?

5. Какие объединительные возможности прослеживаются уже на ранней стадии раздробленности Руси?

§ 14, начать составление таблицы «Удельная Русь».

Урок изучения нового материала.

15-16

Галицко-Волынское княжество и Господин Великий Новгород.

1. Галицко-Волынское княжество:

а) геополитическое положение Галицко-Волынского княжества, его крупнейшие городские центры;

б) особенности политического устройства;

2. Господин Великий Новгород:

а) геополитическое положение Новгородской земли, состав населения;

б) политическое устройство Новгорода.

2

Понимать особенности развития удельных княжеств;

характеризовать своеобразие их политического устройства.

Основные понятия и даты:

Вече, аристократическая республика, городская аристократия, посадник, тысяцкий;

1152-1187гг. – княжение в Галиче Ярослава Осмомысла;

1229-1264гг. – княжение Даниила Галицкого;

1199г. – объединение Галицкого и Волынского княжеств под властью Романа Мстиславича;

1234г. – утверждение Даниила на Волыни и в Галиче;

1136-1478гг. – республиканский период истории Новгорода.

1. Сравните географическое положение и природу крупнейших княжеств. Какими преимуществами расположения, природными богатствами можно объяснить их возвышение?

2. Сравните управление в Новгороде с управлением в Галицко-Волынском княжестве. Чем объяснить, что в Новгороде сложилась особая система управления? С чем вы можете её сравнить из истории зарубежной Европы?

3. Подготовить сообщения о князьях Романе Мстиславиче, Данииле Галицком и Ярославе Осмомысле.

§ 15. Продолжить составление таблицы «Удельная Русь».

Урок изучения нового материала.

17

Северо-Восточная Русь в XII – начале XIII вв.

1. Владимиро-Суздальская земля, особенности региона.

2. Правление Юрия Долгорукого и его сына Андрея Боголюбского.

3. Политика Всеволода Большое Гнездо.

4. Факторы, способствовавшие складыванию единовластия.

1

Показать, что Северо-Восточный регион Руси стал заселяться и осваиваться в результате колонизации;

подчеркнуть особенности и значение этих процессов для перемещения центра Руси в северо-восточные регионы;

знать, что Северо-Восточная Русь – колыбель российской цивилизации;

объяснять принципиальные отличия политики владимиро-суздальских князей и природный фактор складывания деспотической модели власти.

Основные понятия и даты:

Колонизация, автохтонное население, великороссы.

1125-1157гг. – правление Юрия Долгорукого в Суздале;

1147г. – первое упоминание о Москве;

1157-1174гг. – правление Андрея Боголюбского во Владимире;

1177-1212гг. – правление Всеволода Большое Гнездо во Владимире.

1. Как и почему менялась княжеская власть во Владимиро-Суздальском княжестве?

2. Можно ли считать 4 апреля 1147г. днем основания города?

3. Составьте таблицу:

«Сравнение политики Ю.Долгорукого и А.Боголюбского»

Линии сравнения

Ю.Долгорукий

А.Боголюбский

1. Главная политическая цель.

2. Тип освоения земель.

3. Социальная опора.

4. Направления внешней политики.

4. Какие стороны политики владимиро-суздальских князей вызывали поддержку со стороны значительной части населения княжеств и почему?

§ 16, составить генеалогическое древо потомков князя Всеволода Большое Гнездо.

Комбиниро-ванный урок.

ванный урок.

18-19

Монголо-татарское нашествие на Русь. Вторжение крестоносцев. Александр Невский.

1. «Батыево нашествие» на Русь.

2. Натиск с северо-запада.

3. Ордынское владычество на Руси.

4. Восстания на Руси. Ордынские «рати».

2

Понимать причины завоевания Руси татаро-монголами;

рассказать о завоевании Руси татаро-монголами;

знать о борьбе северорусских земель с крестоносцами и шведами.

Основные понятия и даты:

Ярлык, баскак, перепись населения, рыцарский орден, магистр.

1237-1240гг. – нашествие Батыя на Русь;

март 1238г. – сражение на р. Сить;

15 июля 1240г. – Невская битва;

5 апреля 1240г. – битва на Чудском озере;

1252г. – Александр Невский стал великим князем Владимирским;

1257г. – перепись населения Руси;

1263г. – смерть Александра Невского

1. Каковы причины поражения русских княжеств в борьбе с монголо-татарским нашествием?

2. Какие силы представляли опасность для Руси в XIII веке? В чем выражалась эта опасность?

3. Расскажите об отражении немецко-шведской агрессии. Почему удалось отбить попытки врагов подчинить себе Новгород?

4. В чем проявилось полководческое искусство Александра Невского во время сражений на Неве и Чудском озере?

5. Как осуществлялась власть Золотой Орды над Русью?

§ 19-21, составьте исторический портрет Александра Невского как правителя и как полководца.

Урок - практикум

20-21

Культура Руси в X – XIII вв.

1. Главные особенности русской культуры в изучаемый период.

2. Грамотность и образование. Письменная культура.

3. Фольклор.

4. Архитектура и живопись.

5. Ремесла.

6. Быт и повседневность.

2

Познакомиться с уровнем развития письменной культуры Древней Руси;

охарактеризовать уровень грамотности и образованности населения;

охарактеризовать уровень развития ремесла, техники, изобразительного искусства Древней Руси.

Основные понятия и даты:

Культура, летопись, церковная литература, проповедь, фольклор, былины, крестово-купольный храм, плинфа, фреска, икона.

1185г. – время написания «Слова о полку Игореве»;

кон. XII в. – «Моление Даниила Заточника»;

1037г. – Софийский киевский собор;
1052г. – Софийский новгородский собор;

XII в. – Успенский собор во Владимире.

1. Что такое культура? Как её развитие связано с развитием экономической и политической жизни страны?

2. Какое влияние на культуру Руси оказала Византия?

3. Можно ли говорить о том, что Русь копировала культуру Византии, или речь идет о самобытности древнерусской культуры?

4.Какие идеи древнерусской культуры современны и сегодня?

5. Сравните уровень развития культуры Руси и культуры стран Западной Европы того же времени. К каким выводам вы пришли?

§ 17-18, подготовиться к контрольной работе.

Семинарс-

кое занятие

Экскурсия в Посольский монастырь.

22

Итоговое обобщение по разделу «Раздробленность Руси».

1

Цель урока: повторение, обобщение и структурирование пройденного материала.

Организация урока: 1) письменный опрос на знание терминов и слов из раздела

«основные понятия»;

2) задания на соотнесение событий и дат, исторических личностей и событий;

3) тестирование;

4) работа с картами.

Урок обобщения и контроля знаний.

Раздел 3. Московская Русь XIII – XVI вв. (7ч.)

23

Москва – центр объединения русских земель. Дмитрий Донской.

1. Тверское и Московское княжества.

2. Политика князя Ивана Калиты.

3. От Ивана Калиты до Дмитрия Донского.

4. Изменение внешнеполитической ситуации со второй половины XIV в.

5. Правление Дмитрия Донского.

6. Куликовская битв

1

Знать о борьбе московских князей за первенство среди русских княжеств;

знать о политике отношений с Ордой;

охарактеризовать деятельность московских князей: Даниила, Ивана Калиты и Дмитрия Донского;

осветить причины и последствия Куликовской битвы.

Основные понятия и даты:

1325-1340гг. – правление Ивана Калиты в Москве;

1327г. – антиордынское восстание в Твери;

1345г. – основание Троицкого монастыря Сергием Радонежским;

1359-1389гг. – правление Дмитрия Донского в Москве;

8 сентября 1380г. – Куликовская битва;

1382г. – набег Тохтамыша на Москву.

1. Можно ли процесс объединения русских земель назвать закономерным?

2. Закономерно ли то. Что этот процесс происходил вокруг Москвы?

3. Что позволило Москве победить в борьбе за первенство ос другими княжествами, претендовавшими на политическое лидерство на Руси?

4. Почему Русь смогла одолеть противника в Куликовской битве?

5. В чем проявился полководческий талант Дмитрия Донского?

6. Каково значение Куликовской битвы?

7. Почему Куликовская битва не положила конец зависимости Руси от Орды?

§ 22, составить сравнительную таблицу «Москва и Тверь – борьба за лидерство».

Урок изучения нового материала.

24

Образование единого государства - России. Иван III.

1. Наследники Дмитрия Донского. Феодальная война второй четверти XV в.

2. Иван III. Объединение русских земель вокруг Москвы.

3. Свержение ига Орды.

4. Войны с Литвой и Ливонским орденом. Русское многонациональное государство

5. Централизаторская политика Ивана III.

6. Теория «Москва – третий Рим».

1

Понимать взаимосвязь процессов объединения русских земель и освобождения от ордынского владычества;

знать о событиях феодальной войны

XV в. и складывании единого государства при Иване III;

знать о зарождении национального самосознания.

Основные даты:

1389-1425гг. – правление Василия I;

1425-1462гг. – правление Василия II

Тёмного;

1425-1453гг. – феодальная война;

1462-1505гг. -- начало правления

Ивана III;

1471г. – битва на р. Шелонь;

1478г. – окончательное падение Новгорода;

1480г. – «стояние» на Угре, падение ордынского ига;

1497г. – составлен Судебник.

1. Каковы причины феодальной войны второй четверти XV в.? Охарактеризуйте цели враждующих сторон.

2. Чем завершилась феодальная война? Какое значение для дальнейшей судьбы страны имел её результат?

3. На основе материала учебника составьте таблицу:

«Предпосылки образования единого государства на Руси в

XIV – XV вв.»

Экономические

Политические

Внешнеполитические

Религиозные

Какие из предпосылок были наиболее существенными?

4. Что означает понятие «централизованное государство»? Какие признаки единого централизованного государства вы знаете? Были ли они в России изучаемого периода?

§ 23, вопросы и задания к семинарскому занятию.

Комбиниро-

ванный урок.

25-26

Россия Ивана Грозного.

1. Иван Грозный – первый «царь всея Руси».

2.Деятельность Избранной Рады. Реформы.

3.Экономика и социальная жизнь страны в середине XVI в.

4. Внешняя политика Ивана Грозного.

2

Характеризовать государство, доставшееся в правление Ивану Грозному;

понимать специфику первого периода его царствования и определять причины; знать завершающую стадию образования русского централизованного государства (1505-1547гг.);

охарактеризовать основные направления внешнеполитической деятельности в царствование Ивана Грозного.

Основные понятия и даты:

Избранная Рада, сословная монархия, Стоглавый собор, Земский собор, кормление.

1547г. – венчание Ивана IV на царство;

1549г. – Земский собор;

1550г. – новый Судебник, начало формирования стрелецкого войска;

1551г. - Стоглавый собор;

1555г. – отмена кормлений;

1552г. – взятие Казани;

1556г. – присоединение Астрахани;

1558-1583гг. – Ливонская война;

1571г. – нашествие Девлет-Гирея и сожжение Москвы.

1. В чем проявилось укрепление центральной власти во времена правления Ивана IV?

2. Какое значение имело венчание на царство

Ивана IV?

3. Укрепление централизованного государства явилось результатом особенной политики Ивана IV, во многом определявшейся чертами личности царя, или можно говорить о закономерности этого процесса?

4. В чьих интересах проводились реформы Избранной Рады?

5. Почему реформы начинаются с военных преобразований? Это случайность или нет?

6. Каковы общие итоги внешне политики Ивана IV? Какие из целей, поставленные в период правления Ивана Грозного во внешнеполитической деятельности были достигнуты, а какие – нет?

§ 25-26, составить схему «Сословно-представительная монархия».

Урок изучения нового материала.

Историческое проектирование.

27

В преддверии Смуты.

1. Накануне опричнины.

2. Опричнина – сущность и последствия.

3. Последние годы правления Ивана Грозного.

4. Правление Фёдора Ивановича.

1

Объяснять сущность опричнины, её цели и последствия;

Основные понятия и даты:

Опричнина, земщина.

1565г. – введение опричнины;

1581-1585гг. – введение практики «заповедных лет»;

1584г. – смерть Ивана Грозного.

1. Что такое опричнина? Можно ли её назвать реформой? Если да, то чем отличается от всех других преобразований, проведенных Иваном IV? Если её нельзя назвать реформой, то почему?

2. Закономерна ли опричнина? Насколько её введение отражает особенности личности Ивана IV?

3. Чем можно объяснить несоответствие, которое возникло между направленностью реформаторской деятельности Ивана IV на усиление не только личной власти, но и государства Российского и плачевным состоянием России к концу правления царя?

§ 27, составить таблицу:

«Взгляды на подданных и на государственное управление Ивана IV и его деда – Ивана III».

Иван III

Иван IV

Комбиниро

ванный урок.

28-29

Смутное время.

1. Правление Фёдора Иоанновича. Угличское дело.

2. Борис Годунов. Появление первого самозванца.

3. Василий Шуйский. Восстание И.Болотникова.

4. «Тушинский вор». Семибоярщина.

5. Польско-литовская интервенция.

6. Первое и второе ополчения. Освобождение Москвы.

7. Земский собор. Выборы Михаила Романова на царство

2

Характеризовать состояние России после смерти Ивана Грозного и политику Бориса Годунова;

определить причины Смуты;

дать оценку событиям после смерти Лжедмитрия I;

охарактеризовать сущность правления бояр во главе с В.Шуйским;

дать оценку действиям Лжедмитрия II;

осветить ход борьбы с польско-литовской интервенцией.

Основные понятия и даты:

Урочные лета, заповедные годы, патриарх, самозванчество, семибоярщина, интервенция.

1592-93гг. – указы об отмене Юрьева дня;

1589г. – установление патриаршества;

1598-1605гг. – правление Б.Годунова;

1605-1613гг. – Смутное время;

1606-1610гг. – правление В.Шуйского;

1610-1613гг. – семибоярщина;

1608-1610гг. – Лжедмитрий II;

1609г. – начало польско-литовской интервенции;

1613г. – избрание М.Романова на царство.

1. Что такое Смутное время? Объясните происхождение этого названия.

2. Чем вызвано Смутное время? Было ли его появление закономерным?

3. Чем объяснить появление самозванцев? Почему не было народных движений под знаменем самозванцев в предшествующие времена?

4. Составьте таблицу:

«Восстание под предводительством И.Болотникова

1606 – 1607гг.»

Предводитель

Территория

Соратники

Социальный состав

Цели

Ход военных действий

Причины поражения

5. Что такое гражданская война, интервенция, народное ополчение?

6. Почему и в чем проявился подъем национального самосознания русского народа и других народов России в начале XVII в.?

7. Можно ли назвать народными героями И.Болотникова, К.Минина, Д.Пожарского, И.Заруцкого, П.Ляпунова? Своё мнение обоснуйте.

8. выделите периоды и подведите итоги Смуты.

§ 30-31, вопросы и задания к документам.

Урок изучения нового материала.

Урок – диспут.

Раздел 4. Россия в XVII столетии (8ч.)

30

Первые Романовы.

1. Последствия Смуты и задачи, стоящие перед новым правительством.

2. Царь Алексей Михайлович.

3. Соборное уложение 1649г.

4. Судебные, административные,

финансовые и военные реформы.

1

Охарактеризовать внутреннюю политику первых Романовых;

понимать причины реформ государственного управления и формирования сословий.

Основные понятия и даты:

Соборное уложение, абсолютизм.

1613-45гг. – правление Михаила Романова;

1645-76гг. – правление Алексея Михайловича;

1649г. – принятие «Соборного уложения»;

1. Охарактеризуйте государственный строй России в веке.

2. Чьи интересы защищало государство?

3. Как и почему на протяжении столетия менялись роль и значение отдельных государственных органов?

4. Что в этих изменениях говорит об укреплении центральной власти?

5. Можно ли назвать государственный строй России XVII в. самодержавным?

6. Сравните состав, порядок формирования и функции таких органов государства, как Боярская дума, Земский собор, приказы.

§ 32, составить схему органов государственного управления России XVII в.

Комбинированный урок.

31

Экономическое развитие и сословия в России XVII веке.

1. Экономическое развитие России в XVII в.:

а) сельское хозяйство;

б) промышленность, мануфактуры;

в) торговля.

2. Сословия России в XVII в.

1

Охарактеризовать уровень развития хозяйства и торговли;

давать характеристику сословной структуре российского общества в данный период;

знать сущность крепостного права, причины его оформления.

Основные понятия и даты:

Крепостное право, ясак, тягло, мануфактура, наймит, товарное производство.

1. Как политическое развитие России в XVII в. повлияло на развитие хозяйства?

2. Чем объяснить, что промышленность развивалась более быстрыми темпами, чем сельское хозяйство?

3. Что такое мануфактура? Можно ли считать появление мануфактур признаком нового в экономическом развитии России?

4. Что говорит об успехах торговли в XVII в.? Что тормозило её развитие?

5. Охарактеризуйте социальные группы и сословия России XVII в. Придумайте вопросы для сравнения их положения и проведите его.

§ 34.

Практикум

32

«Бунташный» век.

1. «Соляной» и «Медный» бунт.

2. Поход Василия Уса.

3. Восстание Степана Разина. Причины, ход, социальный состав.

4. Причины поражения восстания, его последствия

1

Характеризовать народные выступления периода правления царя Алексея Михайловича;

знать причины восстаний и х последствия;

рассказать о причинах и ходе восстания под предводительством С. Разина.

Основные понятия и даты:

«Медный» бунт, «соляной» бунт, «прелестные письма».

1648г. – «Соляной» бунт;

1662г. – «Медный» бунт;

1668г. – поход в Персию казаков Степана Разина;

1670-71гг. – восстание С.Т.Разина.

1. Чем были вызваны городские восстания середины XVII в.? Как в них отделить повод от причины?

2. Отличаются ли крестьянские выступления и восстания в городах? Если да, то чем?

3. Чем можно доказать, что, несмотря на поражения, восстания середины XVII в. оказали значительное влияние на российскую жизнь того времени?

4. какие изменения в экономической и политической жизни страны привели к восстанию под предводительством С.Разина?

5. Почему восставшие потерпели поражение? Могли ли они победить?

§ 35, работа с документами.

Практикум

33

Внешняя политика России в XVII в.

1.Основные задачи внешней политики России после Смуты. Смоленская война.

2.Воссоединение Украины с Россией. Богдан Хмельницкий.

3. Русско-польская и русско-шведская войны.

4. Русско-турецкая война. Чигиринские походы.

1

Знать основные направления и дальнейшие тенденции внешней политики России в XVII в.;

оценить значение присоединения Украины к России;

характеризовать успехи и неудачи во внешней политике, объяснять их.

Основные понятия и даты:

Униаты, реестр, гетман, рада, Запорожская Сечь.

1632-34гг. – Смоленская война;

1637г. – «Азовское сидение»;

1654-67гг. – русско-польская война;

8 января 1654г. – Переяславская рада и присоединение Украины к России;

1686г. – «вечный мир» с Речью Посполитой;

1676-81гг. – русско-турецкая война;

1687-89гг. – Крымские походы В.В.Голицина.

1. Какие основные задачи стояли перед Россией во внешней политике после Смутного времени?

2. На примере внешней политики России 30-80-х гг. XVII в. раскройте её связь с политикой внутренней.

3. Сравните внешнюю политику России времен Ивана Грозного и периода 30-80-х гг. XVII в. Составьте сравнительную таблицу.

§ 36.

Семинарское занятие

34

Правление Фёдора Алексеевича и Софьи Алексеевны.

1.Правление Фёдор Алексеевича.

2. Борьба за власть после смерти Фёдора. Стрелецкие мятежи.

3. Софья – регентша.

4. Падение Софьи.

1

Подвести краткие итоги правления Алексея Михайловича;

охарактеризовать новые тенденции эпохи;

дать оценку правления Фёдора и Софьи;

описать юного Петра.

Основные понятия и даты:

1682г. – стрелецкое восстание;

1687, 1689гг. – Крымские походы.

1. Петровская эпоха известна как эпоха бурной реформаторской деятельности в России. Можно ли утверждать, что накануне этой эпохи реформы уже проводились? Если да, то чем эти перемены были вызваны?

2. Можно ли было по особенностям детства и юности Петра угадать, что к правлению идет необычный царь?

3. Почему Петр одержал верх в борьбе за власть над царевной Софьей?

§ 38.

Урок изучения нового материала

35

Церковь и государство в

XVII в.

1. Авторитет и положение церкви в обществе и государстве. Патриарх Филарет.

2. Реформы Никона. Никон и Аввакум.

3. Последствия реформ.

4. Преследования раскольников

1

Охарактеризовать причины и сущность церковного раскола в России;

рассказать о противостоянии царя и патриарха;

выявит значение внутри церковного разделения.

Основные понятия и даты:

Раскол, старообрядчество, реформы Никона.

1653г. – начало реформы патриарха Никона.

1. Какую роль играла Русская Православная церковь в жизни страны? В каких сферах проявлялась эта роль? В чем она усиливалась, а в чем ослаблялась?

2. Охарактеризуйте личности Никона и Аввакума. Что их роднит, а что отличает?

3. Почему была проведена церковная реформа?

4. Почему в рядах противников реформы оказались люди, принадлежавшие к противоположным по имущественному положению слоям населения?

§ 33, составьте исторический портрет патриарха Никона и Аввакума.

36

Присоединение Сибири. Нерусские народы в составе России.

1. Главные даты и маршруты освоения Сибири.

2. Нерусские народы в составе России.

1

Ознакомиться с историей и географией расширения России на восток;

охарактеризовать процесс освоения новых территорий будущей империи.

Основные понятия и даты:

1648г. – морской поход С.Дежнева;

1643-46гг. – экспедиция В.Пояркова на Амур;

1649-53гг. – поход Е.Хабарова на Амур;

кон. XVII в. – издание книги С.У.Ремизова «Чертежная карта Сибири».

1. Что вам известно о проникновении русских в Сибирь до XVII в.?

2. Какие причины приводили к продвижению русских в Сибирь?

3. Какими способами присоединялись сибирские земли?

4. Какое значение имело присоединение Сибири:

а) для России

б) для местных народов?

§ 37.

Конференция

37

Культура и быт XVII в.

1. Образование и научные знания.

2. Литература и фольклор.

3. Архитектура и живопись.

4. Театр.

5. Быт.

1

Знать основные факты истории культуры России XVII в.;

описать общие тенденции её развития;

формирование национального самосознания;

объяснить причины усиления светских элементов в русской культуре;

характеризовать последствия расширения культурных связей со странами Западной Европы.

Основные понятия и даты:

«Нарышкинское» (украинское) барокко, парсуна, секуляризация культуры.

1653г. – школа при Чудовом монастыре;

1687г. – Славяно-греко-латинская академия.

1. Какие исторические события и каким образом повлияли на развитие русской культуры XVII в.?

2. Какие «новые идеи и стремления» появились в

XVII в.? Как они отразились в различных сферах русской культуры?

3. Чем XVII в. дал понять, что в стране существует проблема непросвещенности русских людей?

4. Испытывала ли русская культура зарубежное влияние? Было ли оно велико?

5. Как в быту различных слоев населения проявлялось их положение в обществе?

6. Составьте таблицу:

«Быт русских людей в XVII в. и вXVIв.»

Быт в XVIIв.

Быт в XVIв.

7. Опираясь на материалы различных источников докажите, что XVII столетие стало началом нового периода в истории русской культуры.

§ 39 – 40.

Урок защиты презентаций

38-39

Обобщающий урок по первой части курса «История России с древнейших времен до конца XVII в.».

2

Цель урока: : повторение пройденного материала по первой части курса «История России с

древнейших времен до конца XVII в.»

Организация урока: 1) письменный опрос на знание терминов и слов из раздела

«основные понятия»;

2) задания на соотнесение событий и дат, исторических личностей и

событий;

3) исторические задачи;

4) устный опрос;

5) вопросы и задания по истории церкви.

Урок обобщения и систематизации ;

практичес-

кого применения знаний, умений.

Раздел 5. Россия в XVIII столетии (9ч.)

40-41

Начало славных дел Петра. Северная война.

1.Предпосылки петровских преобразований.

2. Азовские походы.

4. Великое посольство. Первые новшества.

5. Северная война.

2

Характеризовать первые преобразования;

охарактеризовать международную обстановку, в которой оказалась Россия к началу XVIII в.;

рассказать о ходе Северной войны, о создании армии нового образца;

понимать причины превращения России в европейскую супердержаву.

Основные понятия и даты:

Потешные полки, Великое посольство, ратуша, земская изба.

1695г. – первый Азовский поход;

1696г. – строительство судовых верфей в Воронеже;

1696г. – второй Азовский поход;

1697-98гг. – Великое посольство;

лето 1698г. – стрелецкое восстание;

19 декабря 1699г. – начало нового летоисчисления;

1701г. – устройство первой Навигационной школы.

1700-1721гг. – Северная война;

1700г. – поражение русских под Нарвой;

16 мая 1703г. – основание Санкт-Петербурга;

28 сентября 1708г.- сражение у д. Лесной;

27 июня 1709г. – Полтавское сражение;

1710г. – взятие русскими Риги;

1711г. – Прутский поход;

27 июля 1714г.- сражение у мыса Гангут

1720г. – победа русского флота при Гренгаме;

1721г. - Ништадтский мир.

1. Что позволяет называть первые преобразования Петра «славными делами»?

2. Почему России был нужен выход к Азовскому морю? Решал ли он вопрос о превращении нашей страны в мировую морскую державу?

3. В чем была цель Великого посольства? Какое влияние оказала поездка на Петра?

4. Охарактеризуйте международную обстановку накануне Северной войны.

5. Почему России был нужен выход к Балтийскому морю?

6. Чем объяснить поражение Петра под Нарвой? Какие уроки извлек царь из этой неудачи? Какие преобразования им были тогда проведены? Какое влияние они оказали на дальнейший ход войны?

7. В чем проявилось влияние Полтавской битвы на дальнейший ход Северной войны?

8. Составьте таблицу:

«Основные события Северной войны»

Год

Место сражения

Результаты

9. Каковы итоги Северной войны? В чем причины победы России?

§ 41-42.

§ 43, 45; работа с картами и анализ исторических источников.

Урок изучения нового материала.

42

Реформы и личность Петра I. Социально-экономическое положение России.

1. Экономическое развитие России. Протекционизм.

2. Изменения в организации сословий.

3. Реформы государственного управления.

1

Знать причины преобразований

Петра I;

характеризовать экономическое и социальное положение России в годы его правления.

Основные понятия и даты:

Коллегия, генерал-прокурор, фискал, абсолютизм, протекционизм, «Табель о рангах», майорат, Генеральный регламент, регулярное государство.

1708-1710гг. – введение губерний;

1711г. – введение должности фискалов;

1720-е гг. – введение Главного магистрата и отдельных городских магистратов;

1720г. – Генеральный регламент;

1721г. – учреждение Синода;

1722г. – введение должности генерал-прокурора;

1. В чем проявилось углубление реформ после решающих побед над шведами?

2. Для чего были нужны экономические реформы? В чем они состояли? Как повлияли на жизнь России?

3.Есть ли связь между экономическими реформами и сословными изменениями?

4. Охарактеризуйте реформы государственного управления. Взаимосвязаны ли реформы государственного управления с экономическими реформами?

5. Чем отличались Сенат от Боярской думы, коллегии от приказов?

6. Почему был создан Табель о рангах? Какую роль он сыграл в успехе петровских преобразований?

7. Охарактеризуйте Петра Великого и его роль в истории России. В чем проявилась противоречивость этого человека?

§ 43 – 45, составить исторический портрет Петра I.

1. Почему период истории России, который последовал за годами правления Петра Великого, назван «эпохой дворцовых переворотов»?

2. Каковы причины этих переворотов? Какими силами и в чьих интересах они совершались?

3. Какое влияние на развитие России эти перевороты оказывали?

4. В какой степени продолжалась политика преобразований Петра I при его преемниках?

5. Охарактеризуйте направленность и степень успешности внешней политики изучаемого периода. Можно ли считать, что она была продолжением внешней политики времен Петра Великого?

6. Составьте план рассказа об участии России в Семилетней войне. Почему русская армия оказалась сильнее прусской, а русские полководцы превзошли Фридриха II Великого?

§ 46, подготовить сообщения о преемниках Петра I.

Семинарское занятие

Изучение нового материала

43-44

Эпоха дворцовых переворотов.

1. Екатерина I и Верховный тайный совет.

2. Петр II.

3. Императрица Анна Ионновна. Бироновщина.

4. Елизавета Петровна.

5. Император Петр III Фёдорович.

2

Охарактеризовать внутреннюю и внешнюю политику преемников Петра I;

иметь представление о насущных общественных проблемах;

сравнит характер правления Петра I и его преемников.

Основные понятия и даты:

дворцовый переворот, Верховный тайный совет.

1725-1727гг. – правление Екатерины I;

1727-1730гг. -- царствование Петра II;

1730-1740гг. – Анны «Кровавая»;

1741-1761гг. – правление Елизаветы Петровны;

1761-1762гг. – Петр III

45-46

«Золотой век»

Екатерины II.

1 Личность Екатерины II.. Первые реформы. Уложенная комиссия.

2. Внешняя политика России во второй половине XVIII века.

3. Хозяйственное развитие России в XVIII в. Сословия и социальные группы.

4. Народные выступления. Е.И Пугачев.

2

Знать особенности внутренней политики Екатерины II;

понимать задачи внешней политики России второй половины XVIII в., способы их реализации;

уметь анализировать социально-экономическое развитие России;

уметь делать обобщения и выводы;

понимать причины, повод, социальный состав и ход народных движений XVIII в.

Основные понятия и даты:

«Просвещенный абсолютизм», городская дума, Уложенная комиссия.

1762-1796гг. – правление Екатерины II;

1763г. – реформа Сената;

1767г. – созыв Уложенной комиссии;

1785г. – жалованные грамоты дворянству и городам.

Разделы Польши.

1768-74гг. – русско-турецкая война;

1783-91гг.- русско-турецкая война;

июль 1774г. – Кючук-Кайнаджирский мирный договор;

22 декабря 1791г. – Ясский мир;

1783г. – включение Крыма в состав России;

11 декабря 1791г. – взятие Измаила;

1705г. – восстание в Астрахани;

1707-1708гг. – восстание под предводительством К.Булавина;

1772-1775гг. – восстание под предводительством Е.И.Пугачева.

1.Сравните политику Екатерины II и предшествующих ей правителей с точки зрения продолжения реформаторской деятельности Петра I.

2. О чем говорит история создания и прекращения деятельности Уложенной комиссии?

3.Охарактеризуйте цели и направления внешней политики России в годы правления Екатерины II.

4. Оцените итоги внешней политики Екатерины II.

5. Составьте таблицу:

«Русско-турецкие войны второй половины XVIII в.»

Вопросы для сравнения

Русско-турецкие войны

1768-1774гг.

1783-1791гг.

Год сражения

Полководец

Ход сражения

6. Подготовьте сообщения о наиболее выдающихся полководцах и флотоводцах России второй половины XVIII в.

7. В чем проявились успехи развития хозяйства в период от правления Петра I до конца XVIII в.? Можно ли говорить, что в значительной мере эти успехи – результат продолжения политики Петра I?

8. Назовите общие причины восстаний XVIII в.

В чем они сходны, а чем отличаются от выступлений XVII в.?

9. Составьте таблицу: «Восстание Е.И.Пугачева»

Дата

Действия восставших

Действия правительственных войск

§ 47, охарактеризуйте личность Екатерины II и её роль в истории России.

§ 48-50.

Практикум

47-48

Русская культура, духовная жизнь и быт в XVIII в.

1. Просвещение и наука в России.

2. Общественно-политическая мысль.

3. Новая русская литература. Театр.

4. Архитектура.

5. Скульптура и живопись.

6. Быт русского народа.

2

Знать основные достижения и направления духовной жизни русского народа, его бытовую культуру;

использовать знания и умения для осознания себя как представителя исторически сложившегося этнокультурного сообщества.

Основные понятия и даты:

Рационализм, секуляризация культуры.

1.Какие процессы и события XVIII в. оказали влияние на развитие культуры этого периода?

2. В чем состояло влияние культуры XVIII в. на экономическое и политическое развитие России?

3. Составьте схему: «Школы в России».

4. Составьте таблицу:

« Общественно-политическая мысль в России XVIII в.»

Направление

Представители

Взгляды

Сторонники петровских реформ

Критика крепостничества

Русские просветители

5. Охарактеризуйте наиболее выдающиеся достижения русской культуры XVIII в. Что вам известно о крупнейших деятелях культуры XVIII в.?

§ 52-53.

Урок -Конференция

Раздел 5. Россия в первой половине XIX века (9ч.)

49

Россия в начале XIX века.

1. Территория и население.

2. Социальная структура.

3. Транспорт и торговля.

4. Промышленное развитие.

5. Политический строй.

1

Охарактеризовать социально-экономическое положение России в начале XIX века;

уяснить уровень и специфику развития России на рубеже XVIII – XIX вв.

Основные понятия и даты:

Вертикальная мобильность.

1. Охарактеризуйте территорию и население Российской империи к началу XIX в. Чем, на ваш взгляд, Россия территориально и демографически отличалась от других стран?

2. Проанализируйте сословный и социальный состав населения страны. Почему сословный строй России себя изживал? О чем это говорит?

3. Какие факторы замедляли экономическую жизнь России рубежа XVIII - XIX вв.? Что способствовало экономическому развитию страны?

4. Что такое самодержавно-бюрократический строй? Каково его влияние на жизнь страны?

§ 54, используя карту в учебнике, изучите районную

специализацию в России начала XIX в.

Урок контроля и коррекции знаний, умений.

50

Короткое царствование Павла I. Начало царствования Александра I.

1. Правление Павла I (1796-1801гг.).

2. Последний дворцовый переворот.

3. Эпоха «Негласного комитета».

4.Реформа государственного управления. М.М.Сперанский.

1

Знать причины последнего дворцового переворота;

понимать особенности правления

Павла I и Александра I;

давать оценку их деятельности.

Основные понятия и даты:

«Негласный комитет», министерство, Государственный совет.

1797г. – указ о престолонаследии и о трехдневной барщине;

1802г. – министерская реформа;

1803г. – указ о «вольных хлебопашцах»;

1810г. – учреждение Государственного совета.

1. Охарактеризуйте основные направления внутренней политики Павла I.

2. Почему события в ночь с 11 на 12 марта 1801г. являются дворцовым переворотом?

3. Что дало А.С.Пушкину сказать: «Дней Александровых прекрасное начало…»? В чем была новизна правления первых лет нового императора в сравнении с его предшественниками?

4. Охарактеризуйте сущность проекта М.М.Сперанского. Можно ли утверждать, что если бы этот проект был реализован, то произошли бы коренные изменения политического строя России?

5. Почему Россия оказалась вовлечена в европейские войны начала XIX века?

§ 55.

Комбинированный урок.

51

Отечественная война 1812г. Заграничные походы русской армии.

1. Внешняя политика

в 1801-1812гг.

2.Причины войны 1812г. Вторжение армии Наполеона в Россию.

3.Бородино. Сожжение Москвы.

4.Отступление Наполеона. Гибель французской армии.

5. Заграничный поход русской армии.

6. Венский конгресс.

1

Понимать ключевые задачи внешней политики России в начале XIX в.;

изучить внешнеполитические события, предшествовавшие нашествию Наполеона на Россию;

знать причины Отечественной войны 1812г., её ход и значение;

определять цели и смысл заграничных походов русской армии 1813-1814гг.

Основные понятия и даты:

Коалиция, континентальная блокада, флеши, Бородинская битва, Тарутинский маневр, «Битва народов». Реставрация, Венский конгресс, Священный союз.

1807г. – Тильзитский мир;

12 июня 1812г. – начало Отечественной войны;

24-26 августа 1812г. – Бородино.

12 октября 1812г. – сражение под Малоярославцем;

1. Что такое континентальная блокада? Почему Россия к ней присоединилась, и какое влияние это оказывало на её экономику?

2. Почему война 1812г. названа Отечественной?

3. В чем вы видите причины быстрого продвижения армии Наполеона по территории России в начале войны?

4. Расскажите о Бородинском сражении. Кто победил в этом сражении?

5. Выскажите своё отношение к решению оставить Москву, которое принял М.И.Кутузов.

6.Почему Россия выиграла войну с Францией?

7. Перечислите решения Венского конгресса. Дайте им оценку.

8. Какую роль стала играть Россия в международных отношениях после победы над Наполеоном?

§ 56 - 57.

Урок – защита презентаций

52-53

Внутренняя политика Александра I после Отечественной войны. Выступление декабристов.

1. Вопрос об отмене крепостного права и введении Конституции.

2. Военные поселения.

3. Последние годы царствования Александра I.

4. Выступление декабристов.

2

Охарактеризовать внутреннюю политику Александра I после Отечественной войны;

знать историю создания тайных обществ будущих декабристов;

объяснять причины восстания декабристов и его значение.

Основные понятия и даты:

Военные поселения, конституция, воинская повинность, конституционная монархия, тайное общество, «Зеленая книга», «Конституция», «Русская Правда».

1815г. – начало организации военных поселений;

1816-1819гг. – отмена крепостного права в Прибалтике;

1821г. – «Государственная уставная грамота Российской империи».

1821-22гг. – возникновение Северного и Южного обществ;

14 декабря 1825г. – выступление на Сенатской площади.

1.Почему после Отечественной войны 1812г. были поставлены вопросы об отмене крепостного права и введении Конституции?

2. Сравните проекты М.М.Сперанского и Н.Н.Новосильцева - П.А.Вяземского.

3. Что такое военные поселения? Верно ли, что в них наиболее ярко проявились все ужасы крепостного права?

4. Каков был состав тайных организаций декабристов? Чем объяснить активное участие дворян в борьбе за освобождение крестьян и введение конституции?

5. Составьте таблицу:

«Тайные общества в России»

Организация, время существования

Члены организации

Программа

Методы борьбы

6. Сравните «Конституцию» Н.Муравьёва и «Русскую Правду» П.Пестеля.

7. Было ли выступление на Сенатской площади 14 декабря 1825г. восстанием или актом гражданского неповиновения?

§ 58-59.

Урок изучения нового материала.

54-55

Россия в правление Николая I. Попытки укрепить империю.

1. Личность самодержца.

2. Деятельность III отделения.

3. Теория «официальной народности».

4. Кодификация законов. Бюрократизация управления.

5. Крестьянский вопрос при Николае I.

6. Внешняя политика.

2

Характеризовать личность Николая I;

уметь осуществлять анализ его внутренней политики: историко-социологический, историко-политический.

Основные понятия и даты:

Цензура, жандармы, теория «официальной народности».

1826г. – создание III отделения;

1826г. – новый устав о цензуре;

1836г. – публикация «философического письма» в журнале «Телескоп».

1832-35гг. – подготовка «Свода законов» Российской империи;

1837-41гг. – реформа управления государственными крестьянами;

1839-43гг. – денежная реформа Е.Ф.Канкрина;

1830-31гг. – польское восстание;

1859г. – пленение Шамиля.

1. В каких условиях Николай I пришел к власти? Как выступление декабристов повлияло на его царствование?

2. Составьте план ответа на тему «Охранительные тенденции и перемены в правление Николая I».

3. Почему Николай I столь большое внимание уделял цензуре?

4. В чем сущность теории «официальной народности»?

5. В чем заключается сущность бюрократической системы? Каковы её главные недостатки? С какой целью была проведена кодификация законов?

6. Сравните отношение и конкретные дела

Александра I и Николая I в крестьянском вопросе.

7. Дайте характеристику денежной реформы Е.Ф.Канкрина.

8. Составьте план рассказа о Кавказской войне.

9. Какие признаки кризиса николаевской системы вы можете назвать?

§ 60-61, вопросы и задания к документам.

Урок практикум

56

Общественная жизнь России при Николае I.

1

Цель урока: познакомить учащихся с оппозиционным общественным мнением николаевской

эпохи.

Изучение нового материала: составление таблицы: «Главные направления общественной жизни николаевской эпохи», используя материалы учебника и дополнительную литературу.

Общественные организации

Взгляды на российскую действительность и историю

Политический идеал

Философские взгляды

Кружок «любомудров»

Кружок Н.В.Станкевича

Кружок А.И. Герцена и Н.П. Огарева

Славянофилы

Западники

Русские социалисты

§ 62.

Практическая работа

57

Крымская война (1853-1856гг.)

1. Восточный вопрос.

2. Спор из-за палестинских святынь.

3. Кампания 1853-1854гг.

4. Осада Севастополя.

5. Парижский мир. Причины поражения. Итоги войны.

1

Уметь анализировать ход военных действий;

знать предпосылки, причины и последствия поражения России.

Основные понятия и даты:

Восточный вопрос.

1826-28гг. – русско-иранская война;

1828-29гг. – русско-турецкая война;

1853-56гг. – Крымская война;

август 1855г. – капитуляция Севастополя;

март 1856г. – Парижский мир.

Рассказать о реформе системы образования в России;

знать основные направления развития русской культуры;

оценить русские географические открытия.

1. Назовите причины Крымской войны. Определите её характер.

2. Составьте хронологическую таблицу: «Основные события Крымской войны».

3. Почему Россия потерпела поражение в Крымской войне? Можно ли было его избежать?

4. Какое влияние оказало поражение в Крымской войне на экономическое и политическое положение России, на «состояние умов»?

§ 63.

Семинарское занятие

Раздел 7. Россия во второй половине XIX века (9ч.)

58

Отмена крепостного права в России.

1. Обсуждение проекта отмены крепостного права. Деятельность Редакционных комиссий.

2.Манифест 19 февраля 1861г.

3. Основные положения реформы.

4. Историческое значение освобождения крестьян.

1

Знать причины отмены крепостного права;

выделять этапы подготовки реформы;

оценивать характер мер правительства;

анализировать основные положения реформы;

определять её характер и значение;

понимать связь между отменой крепостного права и либеральными реформами.

Основные понятия и даты:

Негласный комитет, рескрипт, Редакционные комиссии, «свободные сельские обыватели», «временнообязанный», отрезки, круговая порука.

20 ноября 1857г. – рескрипт Назимову;

19 февраля 1861г. – подписание Манифеста об отмене крепостного права.

1. В чем проявилась историческая необходимость отмены крепостного права?

2. Сравните различные точки зрения на освобождение крестьян. Что в них общего, чем они отличаются? Чем объяснить существовавшие различия?

3.Расскажите об основных этапах разработки крестьянской реформы.

4. Какие противоречия в высших слоях общества проявились в ходе подготовки отмены крепостного права?

5. Перечислите основные положения реформы 1861года.

6. В чем историческое значение реформы?

7. Начните заполнение таблицы:

Название реформы

Создание условий для развития капитализма

Сохранение пережитков старого

§ 67-69.

Урок изучения нового материала.

59

Государственные преобразования 60-70-х гг. XIX века.

1. Земская реформа.

2. Городская реформа.

3. Судебная реформа.

4. Военная реформа.

1

Понимать связь между отменой крепостного права и либеральными реформами;

анализировать ход и значение реформ.

Основные понятия и даты:

Земство, гласные, имущественный ценз, мировой судья, всеобщая воинская повинность.

1 января 1864г. – начало земской реформы;

1864г. – судебная реформа;

1870г. – проведение реформы городского управления;

1874г. – военная реформа.

1. Можно ли утверждать, что реформы 60-70-х гг. XIX века составляли единую систему?

2. Что в реформах 60-70-х гг. давало возможность развивать капитализм, а что тормозило его развитие? 3. Продолжите заполнение таблицы.

4. Какие реформы оказались более глубокими? Чем можно объяснить большую или меньшую глубину реформ в разных сферах жизни тогдашней России?

§ 70.

Урок - размышление

60

Внешняя политика России в 60-70-е гг. XIX века.

1. Международное положение России после Крымской войны. «Союз трех императоров»

2. Дальневосточная политика.

3. Присоединение Средней Азии.

4. Россия и освободительная борьба балканских народов.

5. Русско-турецкая война 1877-1878гг.

1

Знать основные направления внешней политики России в указанный период;

оценить итоги русско-турецкой войны в свете международного положения России в конце XIX в.

Основные понятия и даты:

«Союз трех императоров».

1858г. – Айгунский договор о границах с Китаем;

1860г. – Пекинский договор;

1867г. – продажа Аляски;

1868-76гг. – присоединение Средней Азии;

1871г. – отмена нейтрализации Черного моря;

1870г. – отказ России соблюдать условия Парижского мирного договора;

1873г. – «Союз трех императоров»;

1877г. – Лондонский протокол.

1. Вспомните об итогах Крымской войны и её последствиях для международного положения России.

2. Сформулируйте основные задачи, которые стояли перед страной в области внешней политики во второй половине XIX в.

3. Определите причины и характер русско-турецкой войны 1877-78гг. Каковы её итоги?

4. Сравните международное положение России после окончания Крымской войны и после окончания русско-турецкой войны 1877-78гг.

§ 71-72.

Комбинированный урок.

61

Экономическое развитие России в пореформенный период.

1.Промышленность и транспорт.

2. Состояние сельского хозяйства в пореформенный период:

а) помещичьи хозяйства;

б) крестьянские хозяйства.

1

Знать особенности развития промышленности в пореформенный период;

характеризовать состояние сельского хозяйства.

Основные понятия и даты:

Промышленный переворот, многоукладность, косвенные налоги, конвертируемость, винная монополия, КВЖД, интенсивное хозяйство, отработочная система.

1891г. – начало строительства Транссибирской железной дороги.

1. Что говорит об успешном развитии промышленности России в первые пореформенные годы?

2. Какие особенности промышленности России вы бы могли отметить? Чем их можно объяснить?

3. Что такое промышленный переворот? Когда он начался в России? Каковы его особенности?

4.Чем можно объяснить менее успешный, чем в промышленности, рост производства в сельском хозяйстве?

5. Какие изменения произошли в положении и социальном составе крестьянства?

§ 73-74.

Урок изучения нового материала

62

Общественное движение в 60-70-е гг. XIX века.

1. Движение за конституцию

2. Русские консерваторы.

3. Радикалы и правительство.

4. Народничество.

1

Знать идеи и развитие радикального общественного движения в пореформенный период;

выяснить причины широкого распространения радикального революционного движения;

выяснить особенности развития либерального и консервативного движения в изучаемый период.

Основные понятия и даты:

«Хождение в народ», народничество, «Земля и воля», теория малых дел.

1874г. – начало «хождения в народ»;

1876г. – создание новой «Земли и воли»;

1. Почему после 1861г. обострился вопрос о конституции?

2. К каким последствиям приводили акты терроризма?

3. Почему в пореформенное время стали усиливаться экстремистские настроения у части общества?

4. Составьте таблицу: «Радикальные общественные движения 1860-х – начала 70-х гг. XIX в.»

«Земля и воля» 1860-х гг.

«Земля и воля» 1870-х гг.

Годы существования

Участники

Цели

Методы

5. Что такое народничество? Охарактеризуйте его цель, задачи, состав участников движения, его сильные и слабые стороны.

§ 75-76.

Урок практикум

63

Внутреннее положение России после русско-турецкой войны 1877-1878гг.

1. Оживление либерального движения.

2. Процесс Веры Засулич.

3. Революционеры и власть.

4. Конец реформ. Конец «Народной воли».

1

Охарактеризовать русское народничество, взгляды и деятельность наиболее ярких его представителей.

Основные понятия и даты:

Три течения в народничестве, анархизм, терроризм, нигилизм.

1878г. – процесс Веры Засулич;

1879г. – раскол «Земли и воли» на «Черный передел» и «Народную волю»;

5 февраля 1880г. – взрыв в Зимнем дворце, организованный народовольцами;

1 марта 1881г. – убийство Александра II.

1. Какие общественные движения проявили себя в конце 70-х гг. XIX в.? Охарактеризуйте их.

2. Что такое революционная ситуация? В чем она проявлялась в России конца 70-х гг. XIX в.?

3. Чем был вызван раскол «Земли и воли»? Сравните взгляды членов «Черного передела» и «Народной воли».

4. Выскажите свое отношение к убийству императора

Александра II.

§ 77.

Урок изучения нового материала.

64

Промышленный подъем

90-х гг. XIX века. Достижения и просчеты.

1.Правительственная политика в области промышленности.

2. Промышленный подъем

90-х гг. XIX века.

3. Рабочий класс и рабочее движение.

1

Объяснять причины бурного промышленного роста в данный период;

рассказать о развитии рабочего.

Основные понятия и даты:

Казенный завод, стачка.

1880г. – стачка на Хлудовской мануфактуре;

1885г. – Морозовская стачка;

1880-е гг. принятие рабочего законодательства.

1. Охарактеризуйте правительственную политику по отношению к промышленности в годы правления Александра III.

2. Какие взгляды на экономическое развитие России высказывал С.Ю.Витте?

3. Почему в 90-х гг. XIX в. в России начался промышленный подъём? Назовите его положительные и теневые стороны.

4. Какие причины вызвали рабочее движение? Чем психология рабочих отличалась от психологии крестьян?

§ 79.

Комбинированный урок.

65-66

Культура России второй половины XIX века.

1. Развитие системы образования.

2. Наука и техника.

3. Архитектура и скульптура.

4. Живопись и музыка.

2



Рассказать о развитии русской науки и образования на протяжении XIX столетия;

охарактеризовать развитие русского изобразительного искусства, музыки во второй половине XIX в.

Основные понятия и даты:

Реальное училище, земская школа, позитивизм, эклектика, «русский стиль», «передвижники».

1862г. – памятник «Тысячелетие России» в Новгороде (М.О.Микешин);

1878г. – открытие высших женских (Бестужевских) курсов в Петербурге;

1883г. – открытие Исторического музея в Москве;

1888г. – открытие первого в Сибири Томского университета;

1898г. – открытие Русского музея в Петербурге.

1. Как эпоха Великих реформ повлияла на развитие культуры России?

2. Чем объясняется рост уровня грамотности населения в конце XIX в.?

3. Назовите сферы научной деятельности, в которых прославились русские ученые второй половины XIX века?

4. Чем можно объяснить такое несоответствие: с одной стороны, невысокий уровень грамотности населения России, а с другой – высочайшие научные достижения российской науки?

5. Подготовить сообщения о выдающихся деятелях русской культуры второй половины XIX века.


§ 80-83.



Конференция.

67-68

Итоговое обобщение по всему курсу «История России с древнейших времен до конца XIX века».

Цель урока: повторение, обобщение и структурирование пройденного материала.

Организация урока: контрольная работа по 4 вариантам, максимально приближенным к ЕГЭ


Источник: http://gigabaza.ru/doc/97173-p2.html






Чем объяснить появление самозванцев почему не было народных движений под

Чем объяснить появление самозванцев почему не было народных движений под

Чем объяснить появление самозванцев почему не было народных движений под

Чем объяснить появление самозванцев почему не было народных движений под

Чем объяснить появление самозванцев почему не было народных движений под

Чем объяснить появление самозванцев почему не было народных движений под

Чем объяснить появление самозванцев почему не было народных движений под

Чем объяснить появление самозванцев почему не было народных движений под

Чем объяснить появление самозванцев почему не было народных движений под

Похожие новости: